14 Июня соверилось, можно сказать, историческое обытие в жизни нашего Прихода и поселка Варламово, а именно: первый в истории поселка Крестный ход освятил поселение и проживающих в нем православных жителей.
В храм прибыла икона Божией Матери «Табынская». Точный список некогда явившейся иконы вот уже 9 лет (с 2010 года) носят казаки по всей России.
Табынская святыня
Во время нашествия монголов были уничтожены проживающее на территории сегодняшней Башкирии венгры. Из низовий Амударьи и Сырдарьи на освободившиеся места пришли башкирские племена. Одно из них племя «Табын» родоначальник которого Майки-бий был назначен Чизгиз-ханом наместником этих мест. Род поселился в верховьях рек Миасс и Тобол. Но после распада Золотой Орды из за начавшихся междоусобиц ханов-шейбанидов, Табынский род перешел через Уральский хребет и принял подданство Ногайской Орды. (Очерки истории Табынского края В.Н. Курмаева.)
После побед Великого Русского Царя Иоанна Васильевичат Грозного над Казанским ханством и Ногайской Ордой в 1556 году вождь табынцев Курпяс-бий привел свой род в подданство «Белого царя». Ногайцы и часть башкир оставшаяся верной Ногайскому хану стали делать набеги на поселения табынцев.
Тогда по просьбе всего башкирского народа в 1574 году отряд казаков и стрельцов под командованием атамана Ивана Григорьевича Нагого на двух реках Уфе и Белой Воложке основал острог для защиты башкир от набегов Ногайского и Сибирского ханов. В край потек поток русских людей, стали основываться поселения и монастыри. При исследовании края казаки в 90 верстах от Уфы наткнулись на приток реки Белой с солоноватой и тяжелой водой, а поднявшись по нему верст на пятнадцать нашли ключи выше которых вода в реке была пресной. В 3-4 верстах от этих ключей русскими монахами была основана Воскресенская пустынь, а первые пожалования сделаны Царем Федором Иоанновичем после разорения пустыни башкирами в 1586 году.
Первое явление Табынской иконы Божьей Матери произошло между 1594 и 1597 годами, как гласит предание: «Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса и проходя мимо соленого источника, услышал голос «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался на обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители приятии Мя во храм Господа Моего». Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божьей Матери. Из под камня били два источника, с права соленый, а слева пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме, но на утро иконы не обнаружили; стали искать и нашли ее на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но на утро вновь нашли ее на вратах, Тогда решили построить над вратами часовню и там молиться ей».
О чудесном событии было сообщено воеводе Уфимскому и Казанскому иерарху. После чего Святую икону носили сначала в Казань, а потом в Уфу, но икона там исчезла и вновь явилась на том же камне и снова была поставлена в монастыре. Видимо эти чудесные случаи стали известны самому Царю Федору Иоанновичу и он дарует монастырю новые земли и мельницу. А Казанский архиепископ Гермоген на соленных ключах открывает новый монастырь, называя его «Пречистинским». Монастырю позволено варить соль для пополнения монастырской казны.
В 1707-1708 году во время восстания башкир согласно преданию потомков казаков, Табынская икона вновь пропала. Бунтовщиками были разрушены солеварные заводы, монастыри и церкви, русские поселения, лишь малый острожек на реке Белой выдержал нападение, дав в последствии начало знаменитой крепости Табынск. Ставшей опорным пунктом России при укреплении Юго-восточных границ и строительстве Оренбургской пограничной линии.
В 1734 году по указу императрицы Анны, обер-секретарь Сената И.К. Кирилов прибыл в Уфу для основания города Оренбурга. В том же году была основана Верхояицкая пристань (Верхнеуральск) и укреплена крепость Табынск. В 1735 году Верхояицкая пристань была уничтожена башкирами, а в 1737 году прибывшими донскими казаками начато строительство Верхояицкой крепости.
Императорским указом в 1744 году было учреждено Оренбургское казачье войско.
Время второго явления Табынской иконы точно неизвестно, но не ранее 1765 года, а произошло оно следующим образом: Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божьей Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря «Вот Русский Бог», и раскололи икону на две части. После чего ослепли, стали плакать и молиться: «Не уйдем пока Русский Бог нас не исцелит».
Самый молодой из них башкир 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику, и они, каясь в содеянном, мыли глаза соленой водой и милостью Богородицы также прозрели. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине, что не пришла вовремя. И уже поздно вечером все кто на телеге, кто пешком, поспешили на источники и там увидели чудотворную икону, о которой было известно еще по старинному преданию. Позвали священника и перенесли икону с подобающей честью в свой храм. Но утром икону там не обнаружили, а в Табынске (хотя он расположен в 20 километрах от соленных ключей) открыли храм и увидели чудесно явившуюся икону Божьей Матери. Много раз после этого пытались оставить икону по разным местам, но Божия Матерь всякий раз чудесным образом возвращала икону в Табынск. С тех пор икона и стала называться народом «Табынской». Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9-ю пятницу после Пасхи, ныне этот день празднуется всем народом, а Божья Матерь отмечает этот день великими чудесами.
Известно, что тот молодой башкир принял святое крещение. Он проводил особую подвижническую жизнь. Каждый год ходил крестными ходами, которые продолжались почти весь год, везде за чудотворной иконой в одном подряснике и скуфье. Зимой и летом был босой и спал в снежных сугробах. Он с трепетом рассказывал, как обрели они чудотворную икону, как рубили, как ослепли и прозрели. Прожил он около 130 лет, и умер во время крестного хода около города Челябинска.
Почитание иконы было настолько велико, что вызывало порой жаркие споры каждое село или приход хотели чтобы чудотворная икона побывала и у них. Крестные ходы с Табынской иконой продолжительностью более 4 тысяч километров проходили согласно повелению Императора по правилам утвержденным Святым Синодом и расписанному по времени маршруту, утвержденному Губернатором и Правящим Архиереем Оренбургской епархии. Начинался крестный ход каждый год из Табынска после 9-й пятницы по Пасхе и возвращался через год перед Пасхой в Табынск чтобы вновь начаться после 9-й пятницы.
Икона перевозилась в сопровождении нескольких священников, в закрытом экипаже запряженным лошадьми на которых ни кто и никогда, ни садился. Особо почитали и любили Табынскую икону в Уфимской, Оренбургской, Тюменской, Кустанайской, Астраханской, Самарской, Челябинской, Уральской и Казанской губерниях. Люди вспоминают, что от одного присутствия чудотворной иконы больные исцелялись, обновлялись старые иконы, а за два месяца до прихода иконы колдуны и бесноватые начинали мучиться. Чудес и исцелений связанных с иконой великое множество. При чем Божья Матерь помогала не только христианам, но и мусульманам!
Во время трагических событий гражданской войны чудотворная Табынская икона Божией Матери была вывезена Атаманом Оренбургского казачьего войска Дутовым А.И. в Китай где во время культурной революции бесследно пропала, но память об чудотворной иконе живет среди людей. Приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) связывал с Ней грядущие великие мировые события во время которых Она вновь будет явлена и прославлена на весь мир. Сегодня вновь с возрастанием духовного сознания мы возвращаемся к традициям нашего народа, с надеждой обращаем свой взор к образу Пречистой Богородицы – Покровительницы и Владычицы нашей Родины по ее молитвам простит и помилует Господь Вседержитель наш многогрешный народ и приведет Россию к Великой славе.
(по материалам книги протоиерея Владимира Сергеева «История Табынской иконы Божией Матери»).
Пресвятая Богородица моли Бога о нас! Аминь.
Подборка видеоматериалов о Табынской никое по ссылке: